Как правило базовая и всем известная функция мерчандайзера – это выкладка товара, но важно выжимать из любой специализации максимум эффективности и пользы, чтобы иметь в доступе самую актуальную информацию в своей категории и по продукции конкурентов.
Даём наводку, чем может быть полезен мерчандайзер, кроме базового функционала «выкладка товара на полки»:
- Анализ занимаемой полочной доли. Здесь можно разложить все по конкурентам, провести так называемый аудит, выявить лидеров с большей занимаемой долей, понять собственную позицию по отношению к конкурентам, рассчитать доли по каждому SKU и пр. Вся отчетность мерчандайзера будет в программе и благодаря выгрузке можно сформировать информативный отчет по конкурентам и их доле.
- Собственные торговые марки ритейлера. Очень важно следить за деятельностью СТМ, так как ритейлер в курсе всех актуальных мероприятий по развитию торговых марок конкурентов в сети и свою маркетинговую стратегию выстраивают на основании актуальной информации (о ценах, промо-акциях, вводимых новинках, мерчандайзинге и пр). Мерчандайзер может прилагать к отчету фото полок и стеллажей СТМ и вы всегда будете в курсе событий.
- Мониторинг цен конкурентов. Управлять продажами товаров отдельных категорий можно с помощью цен: снижая их, чтобы избежать затоваривания, повышая в периоды пикового спроса или дефицита таких же товаров у конкурентов. Мониторинг цен делает управление продажами гибким, быстро реагирующим на изменения рынка. А мерчандайзеру стоит всего лишь сделать несколько дополнительных фото или заполнить анкету к отчету.
- Контроль OOS. Отсутствие товара на полке может быть обусловлено несвоевременной поставкой товара, неполной поставкой, поставкой бракованного или не заказанного товара, ошибками при заказе товара, а также резким увеличением спроса. Благодаря своевременной фиксации мерчандайзером недостаточного наличия остатков, ситуаций с OOS можно избежать.
- Обратная связь от магазина. Всегда актуальной является информация от ЛПР магазина по тому или иному продукту. Мерчандайзеры зачастую намного ближе и лучше знают, что происходит «в полях», на полках и какую политику ведут игроки. Поставив в задачи мерчандайзеру, выяснить вопрос в торговом объекте, можно облегчить себе задачи сразу по нескольким фронтам.
- Подходящие сроки годности. Прямая функция мерчандайзера – это контроль сроков годности, особенно если речь идет о скоропорте. Это проблема многих розничных магазинов. Даже крупные сети супермаркетов пока что не разработали эффективное решение, поэтому, уделяя особое внимание этому функционалу, вы сможете быть на шаг впереди своих конкурентов.
Мерчандайзер – это сотрудник с широким функционалом, он же аудитор, он же коммуникатор и он же исполнитель. Зная все возможности данного сотрудника, вы можете эффективно управлять дистанционно и повышать ваши продажи до 15-20%.