A1 +375 29 153-15-07
info@specservice.by Пн-пт.: с 9:00 - 18:00 Войти

Эффективная маршрутизация для мерчандайзера

 

 

Маршрутизация – в компаниях сферы FMCG процедура составления маршрута полевого сотрудника с целью обеспечения качественного покрытия территории. Эффективность маршрутизации напрямую влияет как на количество торговых точек, которые в течение рабочего дня успеет посетить полевой сотрудник, так и на качество выполнения своих обязанностей в торговых точках, которое полевой сотрудник сможет обеспечить. Общие признаки эффективно составленного маршрута:

  • Маршрут является закольцованным, то есть сотрудник возвращается в ту точку, из которой начал движение по маршруту.
  • В маршруте по возможности соблюдается «правило правой руки», то есть перемещение по территории осуществляется по часовой стрелке с преимущественно правыми поворотами.
  • Маршрут построен с учетом приоритета торговых точек и наилучшего времени их посещения.
  • Пробег по маршруту является минимально возможным, а расстояния – кратчайшими.

В настоящее время во многих компаниях маршрутизация осуществляется автоматически с помощью соответствующего программного обеспечения. Это существенно экономит время на формирование маршрутов, но вместе с тем, иногда приводит к «глупым» ошибкам автоматически созданного маршрута, который не учитывает плотность движения на или иных улицах, возможность «срезать» маршрут через внутренние дворы, доступность парковки, нюансы договоренностей с клиентами и т.п. факторы. Кроме того, при автоматической маршрутизации у полевых сотрудников и их руководителей бывает не всегда хорошо сформировано понимание принципов составления маршрутов и недостаточно развиты навыки их оперативной корректировки.

ЧТО НАДО УЧИТЫВАТЬ при построении маршрута мерчандайзера:

  1. Формат торгового объекта (гипермаркет\супермаркет\маркет) и как , следствие, обьем, административных процедур по допуску мерчандайзера , сдаче-приемке работ , учет работы складских служб.
  2. Задание на конкретный торговый обьект – рабочее время мерчандайзера на выполненик соответтсующего задания.
  3. Расстояние между торговыми объектами для минимазации потерь рабочего времени мерчандайзера (у некоторых компаний она составляет до 30-40%).
  4. Частота визитов в торговый объект ( контроль необходитмости работ по мерчандайзингу в торговом объекте)
  5. Эффективное сочетание форматов торговых объектов для отсутставия «перегруза» \ «выгорания» мерчандайзера

В нашей компании большая часть построения маршрутов автоматизирована на основании Яндекс.карт и собственных справочников отсортированных по названию сети\формату, программного продукта компании Specservice, что позвозляеть сохранять минимальные потери (около 7-10%) при передвижении мерчандайзера.

Большинство компаний «грешат» что пытаются в маршрут мерчандайзеры внести все торговые объекты с справочника в итоге получают по 15-20 то в день и , как следствие, выполнение план\факта посещения около 60-70% , либо посещение мерчандайзера только «для галочки» . Но на бумаге все красиво получается такой «мерчандайзер-супергерой» посещающий все объекты .

Правильно выстроенная частота визитов мерчандайзер в торговый объект увеличивает продажи на 20-40% . Частоты зависит от дней поставок и контроля траффика покупателей – «Пустая полка». Для разных категорий товара она разных зависит от объема полки, размер товара . Пример . – Чипсы – часто (на полку в глубину вмещается 5-6 пачек), Элитный алкоголь – реже (продажи, полка)

«Синдром усталости». Работа мерчандайзера достаточно тяжелая физически так и иногда морально. Необходимо учитывать все эти факторы и использовать в маршрутизации. Мы стараемся формировать маршруты миксуя форматы магазинов, чередуя по дням недели, «давая передышку» в определенные дни, понимая категорию ТО даем дополнительное время , чтобы не нарушать системность маршрутов.

          Чтобы оценить эффективность маршрутизацию необходимо применять системно контроль основных параметров работы отдела мерчандайзинга :

  • - Контроль реального начала и окончания работ мерчандайзера в рабочий день по дням недели .
  • - % в рабочем времени мерчандайзера в перемещениях между ТО
  • - Выполнение план\факта визитов согласно маршрута
  • - Качество визитов
  • - Выполненение нормативов по длительности визита.
  • - Правильно поставленное заранее задание мерчандайзеру при визите в ТО
  • - Эффективность частоты визитов в ТО

Все эти параметры помогут Вам уменьшить ротацию персонала, эффективно управлять бюджетом на мерчандайзинг.

Все это возможно автоматизировать и тогда Вы получаете  эффективный инструмент для роста продаж и контроля расходов по мерчандайзингу.