О гипермаркетах: трансформация и будущее

Гипермаркеты, теряя трафик, пытаются менять формат и добавлять новые опции (вроде точек общепита внутри магазина), чтобы выжить.  

Причины того, что некоторые крупные гипермаркеты закрылись.

Одна из причин — изменение привычек покупателей, укрепление трендов на локализацию и рационализацию потребления: больше семей отказываются от еженедельных поездок в крупные гипермаркеты в пользу покупок в магазинах у дома, снижение покупательской способности граждан, сокращение трафика в крупных торговых центрах (особенно в пандемийный период), на арендованных площадях которых расположена часть гипермаркетов. В условиях экономии и перераспределения потребительского спроса активно растущим каналом в офлайн-ретейле стали дискаунтеры.

Из-за снижения трафика ритейлеры меняют ассортимент и сокращают площади гипермаркетов

Одним из ярких символов наступающих изменений стал процесс трансформации сети гипермаркетов «Карусель», начавшийся в 2019 году.  В целом по итогам 2022 года натуральные продажи в гипермаркетах оказались самыми низкими среди всех каналов ретейла (минус 14,4% год к году по оценкам Nielsen IQ). В итоге для рынка сложившаяся картина стала знаком тревожности за будущее формата.

Какой выход?

«Сейчас ритейлеры находятся в процессе балансировки и адаптации гипермаркетов к новым условиям.  Некоторые развивают формат за счет упрощения ассортимента и изменения ценообразования в сторону дискаунтеризации. Но тактические ходы для «оживления» крупного формата состоят не только из оптимизации ассортимента, ценовой политики и развития онлайн-сервисов. Для продовольственного направления эффективным бизнес-решением стала передача части помещений магазинов площадью более 4 тыс. кв. м. офлайн-партнерам и организация собственных дарксторов (магазинов-складов). Среди других решений — расширение эксклюзивного ассортимента, отличного от «магазинов у дома» и супермаркетов, переход в собственное производство внутри магазинов (колбасное, кондитерское, рыбное), размещение кафе и зон для комплементарного посещения магазина. Собственный общепит успешно привлекает трафик, и этот инструмент используют практически все операторы супер- и гипермаркетов. В свою очередь коллаборации с event-сервисами особенно актуальны в регионах и подразумевают размещение на площадках гипермаркетов фестивалей, конкурсов, встреч сообществ, общественных пространств.

Такими, какими гипермаркеты были еще 3-4 года назад, они уже не будут»-поделился Игорь Караваев.

 

Прокрутить вверх