Маршрутизация в мерчандайзинге: продуктивность и удержание

Недавние данные показывают, что подавляющее большинство новичков в мерчандайзинге увольняется после получения первой зарплаты. При этом на вакансии мерчандайзеров не наблюдается высоких очередей. Оплата труда в большинстве случаев примерно одинакова, и если сотруднику становится некомфортно, он легко найдет работу, например, курьером или в пункте выдачи заказов. Обучение и удержание сотрудников становятся всё более затратными.

Так какие условия стоит создать, чтобы мерчандайзер не только пришел в компанию, но и остался надолго?
Сегодня мы обсудим один из ключевых факторов — маршрутизацию.

На протяжении последних 20 лет производители акцентировали внимание на эффективности, что часто включало жесткие условия: 8-часовой рабочий день, GPS-контроль, штрафы и обязательное посещение разных точек без учета дорожной ситуации.

Однако на одной из конференций участники поделились, что некоторые мерчандайзеры стали отказываться выходить на сложные маршруты: просто не выйду, и всё. Если пять лет назад за это увольняли, то сегодня компании начинают пересматривать подходы, чтобы сохранить сотрудников, облегчая маршруты и исключая наиболее трудоемкие торговые точки.

Мы наблюдаем значительное изменение в парадигме: алгоритмы построения маршрутов теперь учитывают не только эффективность, но и удобство для сотрудников.
Компании стараются находить баланс между оптимизацией затрат на ГСМ и экономией человеческой энергии. Вот несколько примеров:

🟥 Мерчандайзер проводит в торговых точках до 6 часов, вместо привычных 8;
🟥 Маршрут гибко меняется с учетом пробок и предпочтений сотрудников;
🟥 Графики посещения разработаны так, чтобы акцентировать внимание на точках с высокой проходимостью;
🟥 Маршрут сокращается, но в каждой точке мерчандайзер анализирует несколько товарных категорий одновременно.

Важно отметить, что чем больше проектов у мерчандайзера, тем ниже вероятность его увольнения. Больше времени в одном магазине означает меньше затрат на дорогу, а многие не любят тратить время в пробках.

Создание комфортной среды для работы мерчандайзеров может значительно повысить их удержание и продуктивность, что в свою очередь положительно скажется на бизнесе в целом.

Прокрутить вверх