Маршрутизация – в компаниях сферы FMCG процедура составления маршрута полевого сотрудника с целью обеспечения качественного покрытия территории. Эффективность маршрутизации напрямую влияет как на количество торговых точек, которые в течение рабочего дня успеет посетить полевой сотрудник, так и на качество выполнения своих обязанностей в торговых точках, которое полевой сотрудник сможет обеспечить. Общие признаки эффективно составленного маршрута:
- Маршрут является закольцованным, то есть сотрудник возвращается в ту точку, из которой начал движение по маршруту.
- В маршруте по возможности соблюдается «правило правой руки», то есть перемещение по территории осуществляется по часовой стрелке с преимущественно правыми поворотами.
- Маршрут построен с учетом приоритета торговых точек и наилучшего времени их посещения.
- Пробег по маршруту является минимально возможным, а расстояния – кратчайшими.
В настоящее время во многих компаниях маршрутизация осуществляется автоматически с помощью соответствующего программного обеспечения. Это существенно экономит время на формирование маршрутов, но вместе с тем, иногда приводит к «глупым» ошибкам автоматически созданного маршрута, который не учитывает плотность движения на или иных улицах, возможность «срезать» маршрут через внутренние дворы, доступность парковки, нюансы договоренностей с клиентами и т.п. факторы. Кроме того, при автоматической маршрутизации у полевых сотрудников и их руководителей бывает не всегда хорошо сформировано понимание принципов составления маршрутов и недостаточно развиты навыки их оперативной корректировки.
ЧТО НАДО УЧИТЫВАТЬ при построении маршрута мерчандайзера:
- Формат торгового объекта (гипермаркетсупермаркетмаркет) и как , следствие, обьем, административных процедур по допуску мерчандайзера , сдаче-приемке работ , учет работы складских служб.
- Задание на конкретный торговый обьект – рабочее время мерчандайзера на выполненик соответтсующего задания.
- Расстояние между торговыми объектами для минимазации потерь рабочего времени мерчандайзера (у некоторых компаний она составляет до 30-40%).
- Частота визитов в торговый объект ( контроль необходитмости работ по мерчандайзингу в торговом объекте)
- Эффективное сочетание форматов торговых объектов для отсутставия «перегруза» «выгорания» мерчандайзера
В нашей компании большая часть построения маршрутов автоматизирована на основании Яндекс.карт и собственных справочников отсортированных по названию сетиформату, программного продукта компании Specservice, что позвозляеть сохранять минимальные потери (около 7-10%) при передвижении мерчандайзера.
Большинство компаний «грешат» что пытаются в маршрут мерчандайзеры внести все торговые объекты с справочника в итоге получают по 15-20 то в день и , как следствие, выполнение планфакта посещения около 60-70% , либо посещение мерчандайзера только «для галочки» . Но на бумаге все красиво получается такой «мерчандайзер-супергерой» посещающий все объекты .
Правильно выстроенная частота визитов мерчандайзер в торговый объект увеличивает продажи на 20-40% . Частоты зависит от дней поставок и контроля траффика покупателей – «Пустая полка». Для разных категорий товара она разных зависит от объема полки, размер товара . Пример . – Чипсы – часто (на полку в глубину вмещается 5-6 пачек), Элитный алкоголь – реже (продажи, полка)
«Синдром усталости». Работа мерчандайзера достаточно тяжелая физически так и иногда морально. Необходимо учитывать все эти факторы и использовать в маршрутизации. Мы стараемся формировать маршруты миксуя форматы магазинов, чередуя по дням недели, «давая передышку» в определенные дни, понимая категорию ТО даем дополнительное время , чтобы не нарушать системность маршрутов.
Чтобы оценить эффективность маршрутизацию необходимо применять системно контроль основных параметров работы отдела мерчандайзинга :
- — Контроль реального начала и окончания работ мерчандайзера в рабочий день по дням недели .
- — % в рабочем времени мерчандайзера в перемещениях между ТО
- — Выполнение планфакта визитов согласно маршрута
- — Качество визитов
- — Выполненение нормативов по длительности визита.
- — Правильно поставленное заранее задание мерчандайзеру при визите в ТО
- — Эффективность частоты визитов в ТО
Все эти параметры помогут Вам уменьшить ротацию персонала, эффективно управлять бюджетом на мерчандайзинг.
Все это возможно автоматизировать и тогда Вы получаете эффективный инструмент для роста продаж и контроля расходов по мерчандайзингу.