Маршрутизация – в компаниях сферы FMCG процедура составления маршрута полевого сотрудника с целью обеспечения качественного покрытия территории. Эффективность маршрутизации напрямую влияет как на количество торговых точек, которые в течение рабочего дня успеет посетить полевой сотрудник.
ЧТО НАДО УЧИТЫВАТЬ при построении маршрута мерчандайзера:
- Формат торгового объекта (гипермаркетсупермаркетмаркет) и как , следствие, объем административных процедур по допуску мерчандайзера , сдаче-приемке работ , учет работы складских служб.
- Задание на конкретный торговый объект – рабочее время мерчандайзера на выполнение соответствующего задания.
- Расстояние между торговыми объектами для минимизации потерь рабочего времени мерчандайзера (у некоторых компаний она составляет до 30-40%).
- Частота визитов в торговый объект (контроль необходимости работ по мерчандайзингу в торговом объекте)
- Эффективное сочетание форматов торговых объектов для отсутствия «перегруза» «выгорания» мерчандайзера
В нашей компании большая часть построения маршрутов автоматизирована на основании Яндекс.карт и собственных справочников отсортированных по названию сетиформату, программного продукта компании Specservice, что позвозляет сохранять минимальные потери (около 7-10%) при передвижении мерчандайзера.
Правильно выстроенная частота визитов мерчандайзер в торговый объект увеличивает продажи на 20-40% . Частоты зависит от дней поставок и контроля траффика покупателей – «Пустая полка». Для разных категорий товара она разных зависит от объема полки, размер товара. Пример . – Чипсы – часто (на полку в глубину вмещается 5-6 пачек), Элитный алкоголь – реже (продажи, полка)
«Синдром усталости». Работа мерчандайзера достаточно тяжелая физически так и иногда морально. Необходимо учитывать все эти факторы и использовать в маршрутизации. Мы стараемся формировать маршруты миксуя форматы магазинов, чередуя по дням недели, «давая передышку» в определенные дни, понимая категорию ТО даем дополнительное время , чтобы не нарушать системность маршрутов.