Всё чаще на встречах мы слышим, озвученные клиентами, серьезные проблемы, связанные с СТМ: низкий уровень наличия товара на полках (OSA — On Shelf Availability) и частые случаи отсутствия товара (OOS — Out Of Stock), когда потребитель не находит продукт на полке, в то время когда он хочет его купить.
Причины возникновения проблемы:
- Избыточные или недостаточные запасы продукции в ТТ из-за недостоверных данных.
- Задержки в поставках, ошибки на складах.
- Отсутствие системы контроля запасов в режиме реального времени.
- Персонал магазинов может не всегда своевременно сообщать о нехватке товара, либо неправильно выкладывать его на полки.
- Внезапный рост спроса из-за сезонных факторов или рекламных кампаний.
- Ошибки при заказе, ошибочные данные о продажах, неточности в управлении ассортиментом.
В 25% случаев OOS товар имеется в наличии на складе, но его нет на полке, когда клиент хочет его купить.
Эта ситуация особенно обидна, ведь продукция была заказана вовремя и в нужном объеме, поставщик выполнил свою функцию надлежащим образом, и с доставкой тоже не возникло никаких проблем, но почему-то товар не смог преодолеть эти несчастные 50 метров, находясь в торговой точке, чтобы попасть в корзину покупателя. Как же поступают клиенты, если не видят нужного им товара? По статистике, 31% покупают продукт, который им нужен, в другом месте (в другом магазине или в Интернете), 26% покупают товар другого бренда, 19% выбирают тот же бренд, но продукт другого размера или с другим вкусом, 9% ничего не покупают.
Трейд-маркетинговое агентство может предложить комплексное решение проблемы OSA/OOS для СТМ, используя следующие подходы:
- Используя данные о продажах, сезонности, маркетинговых активностях конкурентов, агентство помогает разработать более точные прогнозы спроса на СТМ.
- Агентство может помочь в формировании заявок на поставку, соблюдая сроки и учитывая реальные показатели о наличии товара.
- Внедрение периодичного мониторинга OSA/OOS в режиме реального времени по чек-листу, который позволяет отслеживать наличие товара на полках каждого магазина и оперативно реагировать на нехватку.
- Осуществление контрольной выкладки товара, контролю запасов и своевременному информированию о нехватке по выделенной адресной программе.
- Оптимальное размещение товаров на полках для увеличения видимости и доступности.
- Регулярный анализ эффективности мерчендайзинга и внесение корректировок в стратегию с учетом полученных данных.
- Регулярные визиты аудиторов в магазины для контроля наличия товара на полках и соответствия выкладки стандартам.
- Использование специализированных ПО для мерчендайзеров, которые позволяют фиксировать наличие товара, делать фотоотчеты и передавать информацию в режиме реального времени.
SPECSERVICE может помочь значительно снизить уровень OOS и повысить OSA для СТМ, используя комплексный подход, основанный на анализе данных, оптимизации логистики, контроле в работы персонала сети и агентства. Это приведет к увеличению продаж до 20%, повышению удовлетворенности покупателей и улучшению рентабельности СТМ.