35 маркетинговых терминов розничной торговли
- ATL-реклама (Above the line)
Разновидность маркетинговой коммуникации, которая предполагает продвижение компании и ее продуктов через каналы с широким охватом и низкой персонализацией. К инструментам ATL относится реклама на радио, билборды, ситилайты, брандмауэры, вывески, видео по телевидению. С помощью таких каналов коммуникации компании повышают узнаваемость и мотивируют целевую аудиторию к взаимодействию.
- BTL-реклама
Разновидность маркетинговой коммуникации, которая направлена на привлечение внимания исключительно целевой аудитории. BTL-реклама имеет меньший охват, чем ATL, однако обладает высоким уровнем персонализации. К ее инструментам относится SMM, email маркетинг, таргетированная реклама, messenger маркетинг и так далее.
- CRM-система
Инструмент управления продажами и взаимоотношениями с клиентами. CRM-система представляет собой программное обеспечение, позволяющее построить воронку продаж, автоматизировать коммуникацию с лидами и покупателями, а также отслеживать историю взаимодействий с ними и качество работы менеджеров.
- Cross-sell (перекрестные продажи)
Подход в маркетинге, подразумевающий продажу дополнительных товаров и услуг покупателю с целью повышения среднего чека. К перекрестным продажам относится предложение приобрести чехол к телефону, галстук к рубашке, сумочку к туфлям. Для успешного cross-sell важно проанализировать покупки клиентов и найти закономерности. Это поможет выявить даже неожиданные комбинации.
- KPI
Key Performance Indicator — ключевые показатели эффективности, на основании которых измеряют успешность проделанной работы и достижение поставленных целей. Вот некоторые KPI для интернет-магазина:
- посещаемость;
- уровень конверсии;
- ROI;
- брошенные корзины;
- средний чек (средняя стоимость покупки).
- LTV
Полное название Lifetime Value или пожизненная ценность клиента. Это прибыль компании, которую приносит покупатель за все время взаимодействия с ним. LTV клиента всегда должен превышать расходы на его привлечение.
- ROI (Return on investment)
Окупаемость инвестиций — это один из ключевых маркетинговых показателей, поскольку он демонстрирует доходность бизнеса. ROI выражается в процентах и показывает, какую прибыль приносит каждая потраченная денежная единица. С помощью этой метрики оценивают, насколько выгодна или невыгодна деятельность компании.
- Upsell (апселл)
Метод продаж, основанный на повышении стоимости покупки за счет реализации более дорогого продукта, чем тот, который изначально хотел приобрести клиент. Предположим, покупатель хочет купить аудиоколонку за $30, но вместо нее продавец предлагает модель за $35 и описывает ее явные преимущества.
- Автоматизация маркетинга
Это оптимизация рутинных задач. Автоматизация маркетинга предполагает использование таких инструментов как CRM-система, email сервисы, чат-боты для автоматизации коммуникации и продаж. Оптимизация работы помогает ускорить продвижение лидов по воронке продаж, увеличить число обрабатываемых заявок и повысить прибыль.
- Ассортимент
Перечень всех товаров и услуг, которые реализует компания. Различают марочный ассортимент, простой и сложный. Первый объединяет товары одной марки, второй — товары одной группы (например, только торты или только колбасы), третий — продукты разных марок и групп. Яркий пример точки продаж со сложным ассортиментом — это супермаркет.
- База клиентов
Это база данных, в которой собрана вся информация о каждом клиенте. Его email, номер телефона, количество покупок, город проживания, хобби, предпочтения и многое другое.
- Воронка продаж
Система привлечения лидов, их взращивания и конвертации в покупателей. Самая распространенная модель воронки продаж — это AIDA ( Attention — внимание, Interest — интерес, Desire — желание, Action — действие). Каждый этап выстраивают таким образом, чтобы клиент шаг за шагом приближался к покупке.
- Демпинг
Способ стимулирования продаж при помощи искусственно заниженных цен. В зависимости от целей и возможностей компании, стоимость товара может быть ниже его себестоимости.
- Дилер
Это физическое или юридическое лицо, которое приобретает продукцию у производителя или дистрибьютора и продает ее мелкими партиями или в розницу. Дилер является последним участником в посреднической цепочке.
- Дистрибьютор
Официальный представитель компании-производителя в определенном регионе, который обеспечивает ввоз продукции, ее хранение, сбыт и гарантийное обслуживание. Дистрибьюция предполагает комплексную деятельность по продвижению товара от изготовителя до конечного потребителя.
- Дропшиппинг
Это продажа продукции прямо со склада поставщика. Дропшиппинг исключает закупку товара, его хранение и доставку. Основная задача дропшиппера — привлечь клиентов и продать продукцию.
- Конкурентоспособность
Способность компании продвигать свои товары и услуги на рынке несмотря на численность конкурентов. Оценивают конкурентоспособность на основании результатов маркетингового анализа.
- Лид-магнит
Представляет собой спецпредложение компании для привлечения целевой аудитории и дальнейшей конвертации пользователей в покупателей. В лид-магните потенциальным клиентам предлагают получить подарок или скидку в обмен на номер телефона, email или подписку в мессенджере. Такой подход помогает расширять базу клиентов, продвигать компанию, и увеличивать продажи.
- Лояльность
Лояльность покупателей — это благосклонное отношение к бренду, которое выражается в частоте повторных покупок. Чем выше уровень лояльности клиента, тем чаще он приобретает товары компании. Для повышения этого показателя используют специальные программы, которые предоставляют бонусы и скидки за повторные покупки.
- Маржа
Представляет собой разницу между ценой продукта и его себестоимостью. Маржа позволяет оценить эффективность торговли и выражается в денежном эквиваленте или процентах.
- Масс-маркет
Сегмент рынка, на котором продают товары широкого потребления. Целевая аудитория масс-маркета — покупатели со средним достатком. К брендам, работающим в этом сегменте, относятся H&M, Bershka, LC Waikiki, ZARA. Многие компании на рынке масс-маркета работают по франшизе.
- Мерчандайзинг
Маркетинговый процесс, направленный на увеличение продаж в розничных магазинах. Мерчандайзинг предполагает выкладку товаров на полках в торговых точках и размещение таких POS-материалов как световые панели, ценники, промостойки, постеры и прочее.
- Наценка
Составная часть стоимости продукта, которая объединяет в себе прибыль компании, расходы на доставку продукции, заработную плату персонала и прочее. Наценка представляет собой разницу между себестоимостью товара и конечной ценой его продажи.
- Омниканальный маркетинг
Предполагает использование нескольких маркетинговых каналов для построения коммуникации с целевой аудиторией, взращивания лидов и их конвертации в покупателей. Стратегия омниканального маркетинга может объединять email рассылки, сообщения в мессенджере, SMS, web push уведомления.
- Онлайн-чат
Инструмент на сайте для коммуникации со службой поддержки. Окно чата может открываться автоматически или после нажатия на специальный виджет. Современные онлайн-чаты часто дополняют автоответами для приема заявок и вопросов от потенциальных клиентов в нерабочее время.
- Промоутер
Человек, который продвигает товар или услугу компании через личное привлечение целевой аудитории. Промоутеры работают на улице, в магазинах, торговых центрах.
- Сегментация рынка
Группировка целевой аудитории на основании возраста, пола, города проживания, поведенческих факторов, количества покупок и других схожих характеристик.
- Спрос
Зависимость между стоимостью и количеством товара, который клиенты могут и хотят приобрести по строго определенной цене в конкретный промежуток времени.
- Сэмплинг
Способ стимулирования продаж с помощью раздачи бесплатных образцов продукции для пробы или в качестве бонуса за покупку. Сэмплинг — это один из инструментов BTL-рекламы, который может быть использован не только в точке продаж, но и в других местах. Например, некоторые компании отправляют образец товара почтой, после того, как клиент оставит заявку на сайте.
- Телемаркетинг
Способ коммуникации с целевой аудиторией и продажа продуктов по телефону. С помощью телемаркетинга компании увеличивают доход, делают допродажи, собирают обратную связь и дополнительную информацию о покупателях.
- Уровень удержания клиентов
Способность компании удерживать покупателей после продажи. Уровень удержания клиентов выражается в процентах и представляет собой соотношение количества покупателей в конце отчетного периода к их числу на начало этого же периода.
- Уровень конверсии
Процент посетителей сайта, которые выполнили целевое действие, например, покупку или регистрацию. Чем выше уровень конверсии, тем эффективнее маркетинговые усилия и больше доход компании.
- УТП
Уникальное торговое предложение представляет собой конкурентное преимущество компании, ее товаров, услуг и предложений. УТП дает клиентам ответы на такие вопросы: “Почему мы?” или “Почему вам нужно выбрать наш продукт?”
- Франчайзинг
Вид взаимоотношений на рынке, который заключается в предоставлении права продажи товаров компании и использовании ее торгового знака за определенную плату. По франшизе работают такие известные компании как McDonald’s, Yves Rocher, Додо Пицца, Bershka.
- Целевая аудитория
Группа людей, которые имеют схожие боли, потребности, интересы и вероятнее всего заинтересуется товарами компании. Чтобы найти целевую аудиторию, необходимо провести маркетинговое исследование и разработать портрет потенциального покупателя. В этом описании клиента указывают такую информацию как возраст, пол, уровень дохода, интересы и другие важные характеристики.