Первый этап развития дистрибуции:
Назовем «количественной» дистрибуции. Региональный менеджер выступает как торговый представитель, задача которого — найти нескольких дистрибуторов, которые смогут поставлять товар в торговые точки. Ключевые задачи торгового представителя на этом этапе:
- Убедить дистрибутора работать с нашей торговой маркой.
- Мотивировать торговый персонал дистрибутора активно работать по нашей группе товара.
Второй этап развития-«продажа в ритейл»:
На втором этапе развития региональный менеджер вендора осознает, что объем продаж в его регионе зависит от того, как построены «качественные» продажи от дистрибутора в торговые точки — «продажа на полку». На этом этапе производитель начинает смотреть «на полку», как представлен его товар. Ключевые задачи регионального менеджера на этом этапе:
- Оптимизировать количество дистрибуторов в регионе без последствия уменьшения покрытия розницы?
- Выбор дистрибутора по качественным показателям покрытии розницы.
- Добиться стабильного присутствия ТОР-позиций в рознице?
Третий этап развития дистрибуции «контроль продажи ритейла»:
На третьем этапе развития, когда вендор создал механизмы качественных продаж в регионе, он начинает создавать управляемые рычаги продаж, которые способны улучшать «продажи с полки» — продажи через торговые точки конечному потребителю. Ключевые задачи:
- Добиться доминантного места на полке магазина — доминант по объему, доминант по месту;
- Переключить внимание конечного потребителя на мой продукт. С помощью какой стратегии проталкивания мы сможем забрать ритейл полки у конкурента?
- Удержать наших потребителей от переключения на конкурентный продукт;
- Позиционировать или перепозиционировать свой продукт.
На этом этапе развития функции территориального менеджера остаются прежними: добиться качественных продаж дистрибутора, управляя работой его сбытовой команды.